На главную страницу
ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ к конопроектору КПШ-4
1 2 3 4 5 6
Это очень малая часть моей коллекции радиоламп (фото 1,2). 3. Ламповый усилитель кинопроектора КПШ-4. Справа сверху шторка, открывющая фотоумножитель 4. Общий вид со снятым корпусом. Круглое отверстие - фотоумножитель. 5. Лампы - крупным планом. Вверху - фотоумножитель в экране. 6. Подвал шасси - вот такой был тогда монтаж

Фото 3-9.Когда-то проекционные аппараты использовались повсеместно. КПШ-4 был адаптирован под нужды школ. Усилитель (1976г) мощностью около 2-3 Вт имел не очень высокие характеристики, но если на него подать сигнал с выхода другого усилителя, например, электрофона "Молодёжный" (около 1 Вт), то мог звучать довольно громко.
В 1971г на выпускном вечере в 8-й школе я использовал именно такой усилитель для танцев. К нему я подключил самодельную колонку из 2-х последовательно включенных 4 Вт динамиков. Громкости хватало!
В 1972г я использовал такой усилитель для моей первой ЦМП, которая состояла из пассивных LC-фильтров и лампочек на 3,5В.
В 1978г я модернизировал такой усилитель, заменив в нем силовой трансформатор (изначально на 110В), выпрямитель с кенотронного на диодный мост, встроил туда простенькую ЦМП на 3-х транзисторах П213. Жаль, что эта конструкция не сохранилась.

7. Двойной триод (9 штырьковый), выходной пентод и кенотрон (октальные) на шасси 8. Алюминиевое шасси 9. Раритетные детали. Слева вверху - фотоумножитель.
ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ к конопроектору Украина
10 11 12 13 14 15
10. Со снятой верхней крышкой. Коробочка с круглым отверстием - тот же самый фотоумножитель. 11. Со снятой верхней крышкой (спереди, сверху) 12. Подвал шасси 13. На нижней крышке сохранилась схема усилителя 14. Кенотрон,два лучевых тетрода, двойной триод и пентод... Все - октальный цоколь! 15. Силовик (на 110В, к сожалению), выходной для двухтактной схемы и дроссель фильтра (=4В)
Фото 10-15. Этот усилитель от кинопроектора "Украина" (1961г). Двухтактный выходной каскад должен выдавать до 15 Вт. Сам кинопроектор рассчитан на демонстрацию фильмов в небольших залах и сельских клубах. Я купил такой усилитель у одного киномеханика в 1972г за 10 рублей. Усилитель был в нерабочем состоянии, но его довольно быстро восстановил, заменив силовичок (на 220В) и вместо кенотрона вставил диодный мост. Помнится, я еще приобрел два кинаповских динамика (10 Вт). Магнитные системы были старые, а диффузоры с катушками - новые, в коробочках. Мне тогда впервые пришлось самому их устанавливать и центрировать. Позже я вставил эти динамики в самодельные колонки. На усилитель я подавал сигнал с выхода ридиоприемника - около 1 Вт, и он работал так, что слышно было за 3,5-4 км!
Справка для тех, кто этого уже не видел и не знает. Кинопроектор - это аппарат для проецирования изображения с кинопленки на экран. Как в кинотеатре, только в миниатюре. Звук был записан на той же самой кинопленке - оптическая фонограмма или звуковая дорожка. Для считывания записи надо было направить тонкий сфокусированный световой луч на эту самую дорожку. Звуковые колебания на ней представляли собой полоску переменной ширины - аналоговая запись (фото справа). Луч света проходил сквозь дорожку (пленка двигалась со стандартной постоянной частотой - 24 кадра в секунду), менял свою интенсивность в такт записанным звуковым колебаниям и попадал на фотоумножитель - специальную радиолампу. В фотоумножителе возникал слабый переменный ток звуковой частоты, которыйи и поступал на вход усилителя. Вот так воспроизводился звук в кино.
Не надо только раскорячивать пальцы и говорить, что то же самое происходит в лазерном дисководе! Это не так.
У меня были в свое время кинопленки с магнитной лентой, на которую я сам записывал фонограмму и воспроизводил ее синхронно с фильмом. Но это уже совсем другая история...
Это - кинопленка. Слева на ней четко видна оптическая фонограмма - звуковая дорожка. Аналоговая запись.
ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ самодельный, который я хочу восстановить
16 17 18 19 20 21
Фото 16-21. Недавно ко мне попал этот странный усилитель. Внешне - вроде бы серьезный ящик... но когда я его вскрыл, то обнаружил совершенно самодельное нутро. На фото прекрасно виден стандартный силовик, самодельный выходной трансформатор, плата (как я полагаю) с выпрямителями (2 диодных моста), предварительным усилителем и фазоинвертором. Я думаю, что 6 (шесть!) ламп 6П3С не включены просто параллельно - это было бы слишком! Наверное, по 3 штуки запараллелены в каждом двухтактном плече. Я его не пробовал пока включать. Еще предстоит разобраться, что там погорело, что отпаялось или отвалилось.
ЛАМПОВЫЙ МАГНИТОФОН Днiпро-12м
22 23 24 25 26 27

Фото 22-28. Во времена моей ранней молодости магнитофон "Днепр" - вожделенная мечта любителей музыки: не просто магнитофон, а "ДНЕПР"! Здесь представлен аппарат "Днiпро-12м". Трехмоторная кинематика (фото 26), довольно мощный двухтактный УНЧ (фото 25 и 28) и неплохая (по тем временам) аккустика: 2х4 Вт динамика широкополосных и 2х1 Вт динамика по высокой частоте. Громкость и качество звучания были весьма неплохими. Да мы и не знали качественных записей. Музыку писали с "Голоса Америки" (были там в четко определенное время "Концерты популярной музыки"). Между прочим, слушать-то мы слушали, даже набрались довольно мого английских слов, но среди моих знакомых не было таких, которые из-за этого стали хаять нашу советсткую действительность. Но это - отдельная тема.
Ламповый радиоприемник (позже - транзисторный) + магнитофон (транзисторный - гораздо позже) составляли звуковую студию. Одно время было модно спаять ВЧ-генератор к приемнику и запускать записанную музыку в эфир. Но это тоже еще одна совершенно отдельная тема.

28
ЛАМПОВЫЙ ТРАНСЛЯЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ ТУ-100М
29 30 31 32 33 34
Фото 29-35. Трансляционный усилитель ТУ-100М выпуска 1962г. Мощная штука! Тяжеленный! Такую аппаратуру делали в Союзе, когда никто не задумывался об экономии маталла. ТУ-100М являлся основной частью радиоузла, в состав которого входили также радиоприемник, магнитофон и рупорный громкоговоритель. Магнитофон (из этого комплекта, кажется) у меня есть. А вот приемника я не встречал нигде. В железе, имеется в виду.
Кстати, аппарат типа "ТУ-100" использовали в фильме "Карнавальная ночь" для трансляции в клубе.
Фото 29-32: анфас и профиль девайса.
Фото 33-34: вид сзади на два усилителя, один из которых - полный, второй - только усилитель мощности.
Фото 35: вид на монтаж - подвал шасси усилителей. Подвал был закрыт крышкой, а под ней созранилась пачка пожелтевших листов (частично кем-то объеденных) - инструкция по эксплуатации и схемы. Я их отсканировал и поместил в раздел, посвященный радиотехнической литературе.
Кстати, информации об усилителе "ТУ-100" нет даже на сайте Виртуальный музей-справочник "Отечественная радиотехника 20 века" (информация на 10 марта 2012г).
35
вид с крышкой вид со снятой крышкой вид на ЛПМ а вот и лаппы, даже электронно-лучевой индикатор доказательсто того, что это за аппарат вид сзади
Магнитофоннная приставка "Нота МП 64" - ламповый вариант. Аппараты такого типа выпускались отечественной радиопромышленностью с целью внедрения аппаратуры магнитной записи в широкие народные массы. Стоимость приставок была значительно ниже, чем стоимость полных магнитофонов. Приставки не содержали усилителя низкой частоты и, соответственно, динамиков. Они могли записывать звук с различных источников: телевизоров, радиориемников, электропроигрывателей, трансляционной линии. Для воспроизведения требовался усилитель с колонками или, что было знасительно проще, сетевой радиоприемник (радиола). Практически любой сетевой приемник имел гнезда входа НЧ-сигнала от дополнительного источника, которым и являлась магнитофонная приставка.
           
На главную страницу

 

Hosted by uCoz